С именем академика Зарифы Алиевой связано открытие новой страницы в азербайджанской и советской офтальмологии
Сегодня, 28 апреля, исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося ученого академика Зарифы Алиевой, которая до сих пор служит примером для миллионов азербайджанских женщин, - ведь это образец ученого, врача, матери, супруги, общественного деятеля, жившего и трудившегося во благо своего народа.
Основу научных интересов профессора Зарифы Алиевой как ученого-исследователя составляло изучение механизмов и закономерностей влияния факторов внешней среды на зрительную функцию, которое, в свою очередь, требовало расширения и углубления представлений о физиологии зрительной системы.
Именно по этой причине значительная часть успешного научного пути Зарифы Алиевой была связана с Институтом физиологии имени академика Абдуллы Гараева (ИФ), который на тот момент был в составе Академии наук Азербайджанской ССР и где в 1979 году по ее инициативе и под непосредственным руководством была создана первая в СССР лаборатория физиологии и профессиональной патологии органа зрения.
Сейчас эта структура института называется лабораторией физиологии зрения и нейродегенеративных процессов, руководит которой главный научный сотрудник ИФ доктор биологических наук Эльмира Панахова. Сегодня она - гость нашей редакции.
- Как бы вы обозначили фундаментальные проблемы, стоявшие в то время перед здравоохранением и медицинской наукой?
- Одной из важнейших проблем было изучение неспецифических нарушений, возникающих в организме под хроническим воздействием малых доз вредных факторов, связанных с профессией. Иными словами, на первый план вышла такая фундаментальная, не утратившая своей актуальности и сегодня проблема, как изучение адаптивно-компенсаторных механизмов зрительной системы при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды. И именно с именем академика Зарифы Алиевой связано открытие новой страницы в азербайджанской и советской офтальмологии - изучение особенностей профессиональных заболеваний органа зрения и разработка новых методов их профилактики и лечения. Новая на тот момент лаборатория занималась именно изучением клинико-физиологических и морфогистохимических особенностей органа зрения людей, работающих в условиях воздействия различных химических соединений.
- Ваш институт известен в нашей стране и за ее пределами как научный центр, одной из главных задач которого еще с советских времен были геронтологические исследования. Это как-то отразилось в работах академика Зарифы Алиевой?
- Безусловно, среди научных интересов Зарифы ханым особое место занимало изучение возрастных изменений в системе зрительного анализатора. О ее книге «Возрастные изменения глаза и зрительно-нервного пути» писала выдающийся российский ученый-офтальмолог академик А.Бровкина: «Эта научная работа по существу положила начало новому направлению в офтальмологии - офтальмологической геронтологии». И несомненно, что эта монография представляется еще более актуальной и ценной в свете геронтологических исследований зрительной функции, проводимых сегодня в стенах нашего Института физиологии.
- У этой лаборатории довольно непростая судьба, она то закрывалась, то заново была открыта. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
- В 90-е годы прошлого века, в период спада не только научной, но и многих других сфер, лаборатория была закрыта, и только в 2016 году по личной инициативе генерального директора ИФ доктора биологических наук, профессора Улдуз Гашимовой ее деятельность была восстановлена - сначала в виде небольшой творческой группы «Физиология зрения» (изучавшей нейрофизиологические механизмы нарушения функций зрительной системы при деструктивных процессах в мозге животных), которой за сравнительно короткое время удалось наладить исследования по экспериментальному моделированию нейродегенеративных изменений, связанных со зрительно контролируемым поведением, когнитивными процессами и памятью. Были получены научно значимые результаты на экспериментальной модели болезни Альцгеймера.
Свидетельством успешной работы группы по этой теме стало выполнение совместного проекта с Институтом физиологии АН Беларуси, поддержанного Фондом развития науки при Президенте Азербайджана и Белорусским фондом фундаментальных исследований. Результаты, полученные в рамках этого проекта, были представлены на всемирно известных форумах. Все это создало базу для того, чтобы в 2021 году решением Ученого совета института творческая группа продолжила свою деятельность уже как самостоятельная лаборатория под новым названием.
- Чему был посвящен ваш совместный с белорусскими учеными проект?
- Изучению пространственной памяти в водном лабиринте Морриса при создании модели болезни Альцгеймера с последующей реабилитацией посредством природных антиоксидантов - шафрана и куркумы. С результатами этой работы я выступала в Санта-Кларе (США, штат Калифорния). Такой масштабный грант в институте был получен впервые и больше пока не повторялся.
- То есть лаборатория уже довольно активно сотрудничает с зарубежными научно-образовательными структурами?
- Да, мы имеем широкие международные связи. В частности, по запросу Российской академии наук был заключен договор о научно-техническом сотрудничестве с Институтом физиологии имени И.П.Павлова и разработан новый проект по теме «Психофизиологический контроль и модель прогнозирования развития нейродегенеративных заболеваний». Исследования в рамках данного проекта уже начались.
- А какова сфера сугубо ваших научных интересов?
- Если коротко, то это нейрофизиологические исследования центрифугальной регуляции зрительной перцепции и роли зрительно контролируемого поведения в пространстве в условиях развития болезни Альцгеймера.
Хотела бы вернуться к упомянутой уже монографии Зарифы Алиевой «Возрастные изменения глаза и зрительно-нервного пути», написанной в соавторстве с известным ученым профессором Пюстой Мелик-Аслановой. Эта книга до сих пор служит для нас как бы отправным пунктом через многие годы. Монография вышла в свет в 1980 году, а мы и сейчас используем эту идею при исследовании болезни Альцгеймера, она как бы направляет нас и сегодня - скачок через десятилетия, подчеркивая научную прозорливость и дальновидность академика Зарифы Алиевой.
- Известно, что Зарифа ханым стремилась поднять науку Азербайджана на самую высокую ступень и целенаправленно шла к воплощению этой идеи.
- Совершенно верно. И для этого, используя свой личный авторитет ученого, она рекомендовала молодых и перспективных научных сотрудников самых разных специальностей в престижные научно-исследовательские центры Советского Союза. Сейчас эти ученые составляют цвет нашей науки.
А что касается непосредственно продолжателей ее дела, не могу не отметить наших перспективных сотрудников - Кямалю Джавадову, Хураман Мирюсуфову, Арзу Аллахвердиеву, Нигяр Гусейнову, составляющих ядро нашей лаборатории. Это очень талантливые, добросовестные, увлеченные молодые ученые, заинтересованные в наилучшем научно-исследовательском результате.
- Эльмира ханым, а как давно вы работаете в Институте физиологии?
- С 1964 года, скоро будет 60 лет. После биофака Азербайджанского госуниверситета пришла сюда на должность старшего лаборанта, потом была двухлетняя стажировка в Москве, в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии (ИВНДиНФ) АН СССР, затем аспирантура, защита двух диссертаций - кандидатской и докторской. Кандидатскую диссертацию по функции зрения я защитила в Москве в 1971 году в ИВНДиНФ. Сейчас я - автор более чем двухсот статей в авторитетных научных журналах и соавтор трех монографий, одна из которых опубликована в издательстве Generis в США в 2002 году. Неоднократно со своими коллегами участвовала в международных симпозиумах, самые последние из них - в 2018, 2020 и 2021 гг. в США (Гринвилл, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Силиконовая долина - Санта Клара), России, Беларуси.
- Какой вам запомнилась Зарифа Алиева?
- Зарифа ханым была не просто очень разносторонним ученым, она была исключительно доброжелательным человеком, внимательным к людям, и в то же время глубоким исследователем: не все в то время понимали, насколько важно привлечение академической науки, в частности физиологии, для изучения закономерностей патологических процессов, которые происходят в человеческом организме, в том числе в зрительной системе, ведь глаз - это часть мозга, вынесенная на периферию.
В 1975 году руководитель лаборатории электрофизиологии зрительного анализатора ИФ профессор Нина Алексеевна Гаджиева направила меня от Института физиологии в Институт глазных болезней Минздрава, в котором по инициативе Зарифы ханым научная группа (в которую включили и меня) проводила электрофизиологические исследования зрительных функций сетчатки - осуществлялась регистрация электроретинограммы и окулограммы глаза человека.
За время работы над этим проектом мы с ней ни разу не встретились, но все же одна встреча произошла в вестибюле института: я выходила, а она входила. Увидев знаменитого академика, я почему-то оторопела, засмущалась, смотрю на нее и молчу. Это было так неожиданно. Зарифа ханым поняла мою растерянность, улыбнулась подбадривающе и первой поздоровалась. Вот такой она была - без надменности, без высокомерия, настоящая леди.
Галия АЛИЕВА,
«Бакинский рабочий»